Влияние стандартов красоты на восприятие сексуальности

Особенности культуры

Размышления про индустрию красоты, которая активно продает нам молодость, сексуальность и счастье, и о том, как она влияет на восприятие мужчинами женщин и женщинами самих себя.

В одной статье я вычитала маркетинговый секрет. Чтобы повысить продажу косметических средств, косметические компании пользуются знаниями в области психологии личности и тонко манипулируют эмоциями целевой аудитории покупателей. Например, чтобы женщина купила очень дорогой (и совершенно бесполезный) крем против целлюлита, надо просто вызвать у нее чувство неполноценности и стыда за свой «безобразный» вид, напугать перспективой одиночества, и тогда дело сделано, женщина купит что угодно и за любые деньги.

Индустрия красоты формирует в головах мужчин и женщин идеальный образ, который не имеет никакого отношения к природной сексуальности.

Вот если женщина красивая, сексуальная, аппетитная, в теле, но никак не укладывается в стандарт, как в нее влюбляться?

На мой взгляд, необходимо разводить такие понятия, как внешняя привлекательность и «идеал». Навязанный идеал красоты и сексуальности не даёт мужчинам по-настоящему увидеть женщин. Предлагая вместо реальной женщины её зрительный образ, он притупляет мужское восприятие, сводя все органы чувств к зрению и ослабляя даже его. Стандарт учит мужчин, как избежать близости с реальной женщиной. Получается, что мужчины, охваченные идей идеальной женщины, не имеют внутренней свободы, чтобы быть с обычной женщиной.

Некоторые мужчины получают заряд сексуальной энергии от внешней красоты женщины точно так же, как некоторые женщины испытывают сексуальное удовольствие от одной мысли о богатстве и власти мужчины. Но часто это оказывается эмоциональным кайфом, связанным с повышением своего статуса в своих собственных глазах, определённой формой эксгибиционизма, которая подпитывается идеями о том, что его друзья будут с завистью представлять, чем же он занимается с ней в постели.

И дело вовсе не в том, что этот восторг не настоящий, а в том, что он основан на значимости, которую ему придают другие мужчины. Мужская реакция на холодный экономический расчёт мифа о красоте является скорее рефлексом, нежели инстинктом. И она может быть полностью отделена от ощущения сексуального желания, от тёплого человеческого общения, основанного на взаимном влечении.

Когда мужчин больше возбуждают символы сексуальности, чем сама сексуальность реальной женщины, они становятся фетишистами. Последние относятся к части целого как к целому. Мужчины, которые выбирают любовницу только на основе её красоты, относятся к женщине как к фетишу, они воспринимают её внешность, её кожу так, словно это и есть её сексуальность. По мысли Фрейда, фетиш представляет собой талисман от неудачи в постели.

Поэтому, когда мужчина занимается любовью с женщиной, которую он выбрал исключительно за её безликую красоту, в его спальне находится много людей, но её среди них нет. Такие союзы разочаровывают обе стороны, потому что для того, чтобы постоянно получать подтверждение высокой меновой стоимости женщины, оба вынуждены всё время находиться в обществе других людей. Но сексуальные отношения рано или поздно возвращаются в интимное пространство, где красавица, которая является таким же человеком, как любая другая женщина, упорно пытается заставить мужчину увидеть ее настоящую.

Опредмечивание партнера свойственно далеко не всем, а лишь людям с определенной структурой личности. Обычно это люди, которые всю жизнь стремятся к достижениям, чтобы компенсировать обесценивание и непринятие их собственными родителями. Им кажется, что статус и внешняя атрибутика хорошей жизни обеспечат любовь и восхищение со стороны окружающих. Но их самих никогда не любили просто так. Поэтому они не научились выстраивать близость в отношениях с партнером.

Татьяна Червякова

Татьяна Червякова
Психолог-консультант