О сложности распознавания стыда

Эмоции и контекст

1. Что такое стыд.
Стыд возникает из разницы между тем, какой я есть на самом деле и тем, каким мне хочется, чтобы меня видели другие, и каким они меня видят.
В своём желании быть принятым другими людьми, нам приходится соответствовать тем ожиданиям, которые, как нам кажется, предъявляют нам другие люди.
Это одновременно означает, что такой как есть, я могу быть отвергнут.
Это значит, что приходится прятаться за социально приемлемыми образами и таким образом скрывать своё истинное «Я». И в конце концов я перестаю видеть себя. Я перестаю быть. Меня для себя больше нет.
Это значит, что находясь в своих фантазиях по поводу того какие другие, чтобы соответствовать им, я перестаю видеть их. Я слеп.

2. За какими чувствами прячется стыд.
Очень стыдно не только быть «не таким», ещё более стыдно обманывать других, ведь сокрытие есть, по сути, обман, а обман ещё более неприемлем обществом, и угроза быть отверженным, в случае разоблачения, ещё больше возрастает. Тогда, чтобы скрыть свой стыд и стыд стыда, очень просто начать, например, злиться и/или завидовать. Злиться на то, что я чего-либо не понимаю и отстаивать свою позицию, пусть и заведомо неверную, завидовать тому, чего мне, как кажется, не хватает.
Возникает безнадёжность хоть когда-нибудь стать самим собой, тревога и страх быть отверженным.
Самоуверенность перед другими, и одновременно наоборот- сверхнизкое представление о самом себе в своих собственных глазах.

3. Стыд и мода.
Помимо главной своей функции, защищать нас от неблагоприятных погодных условий, одежда выполняет ещё и важное психологическое действие — скрывает нашу наготу. То есть, по сути, прячет наше «несовершенство» от посторонних глаз.
Вспоминаю одну женщину, образ которой я не могу описать, кроме как «женщина неопределённого возраста в сером деловом костюме». Я даже не помню брючный это был костюм или юбочный! О ней можно сказать, что «скорее всего она останется голодной в ресторане, потому что официанты, попросту не увидят её, не обратят на неё внимания». Она невидима, она человек-невидимка. Её и для себя самой, похоже не существует — её нет.
Или наоборот, когда образ очень яркий и вычурный, что тоже может свидетельствовать о попытке сокрытия себя от других, просто другим образом, не скрываясь, а прятать себя, предъявляя другим, с точностью до наоборот, свой протест. Протест против того, что не знаю какой я есть на самом деле, если я есть вообще. «Непристойные одежды» могут выражать бессознательную месть родителям, которые стыдят ребёнка.

Представляете сколько стыда может быть скрыто такими образами?

Одежда в целом и актуальные модные тенденции в частности выражают наши попытки «создать», «переделать» себя и в собственном представлении, и в представлении тех, кто нас видит.
Таким образом, одежда представляет собой, нечто видимое, не являясь тем, чем она кажется.

4. Стыд и сексуальная ориентация.
Подумалось, что перверсии и нетрадиционная сексуальная ориентация, также могут быть попыткой скрыть своё истинное «Я» — это может быть, тоже своего рода, протест.

5. Важность переживания стыда.

Чтобы стыд не был разрушительным, необходимо допустить, что эти внутренние нагота и слепота могут быть распознаны.
Нам необходим опыт переживаний противоречий и стыда, чтобы была возможность сопереживать другим, а так же быть понятыми для самих себя.

Способность переживать стыд, это возможность видеть себя и мир.

Владимир Анашин

Владимир Анашин
Психолог-консультант